ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Функциональный блок структуры готовности

Учебно-важные качества

1.

Личностно - мотивационный

Мотивы учения

Отношение к школе и учению

Отношение к взрослому

Отношение к детям

Отношение к себе

2.

Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи

Принятие задачи

Уровень притязаний

3.

Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности

Представление о содержании учебной деятельности

Вводные навыки

Графический навык

4.

Информационная основа деятельности

Вербальная механическая слуховая память (объем)

Вербальная логическая слуховая память (точность)

Зрительная образная память (точность)

Слуховое восприятие ритмически организованных структур (слуховой анализ)

Зрительный анализ геометрических фигур

Зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур

Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук

Уровень обобщений

5.

Управление деятельностью и принятие решений

Произвольная регуляция деятельности

Произвольное внимание

Функциональная асимметрия двигательной системы рук

Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)

Выделены особенно важные учебные качества, имеющие наибольший вес в структуре психологической готовности к школе



Игра, развивающая моторику ребенка

Колечко 

 Выбирается водящий. Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. В руках у водящего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Водящий идет вдоль шеренги и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

 

Я иду, иду, илу,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

 

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.

Правила игры. После слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.

Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу: в шесть, в семь, а может быть в восемь лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Эти и другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. И беспокоиться, действительно, есть о чем: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Данная статья, конечно же, не ответит на все волнующие родителей вопросы, но попытается полить свет на такое понятие как «готовность ребенка к обучению в школе».

Немного теории. В понятие «готовность к обучению в школе» традиционно включают три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Физиологическая готовность к школе – уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья. Оценку физиологической готовности проводят медики по определенным критериям. Но этот критерий учитывается и при оценке психологической готовности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому очень важно пройти качественное медицинское обследование ребенка у врачей-специалистов для дальнейшего успешного обучения.

Несколько советов. Уделяйте внимание сбалансированному питанию ребенка, давайте детям больше фруктов, соков, соблюдайте режим питания. Желательно исключить из рациона ребенка чипсы, различные острые сухарики, чупа-чупсы и другие продукты, содержащие искусственные вкусовые добавки и красители.

Не забывайте: максимально длительное пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья. В режиме дня обязательно должны быть предусмотрены прогулки.

И еще один важный момент. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе: умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, умение общаться со сверстниками, отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе в начале обучения являются:

- мотивы учения;

- образное мышление;

- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

- способность принимать учебную задачу;

- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

- графический навык;

- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)». Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить ребенка читать, считать, писать. Безусловно, такая подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Именно это является основным при подготовке ребенка к школе, так как наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, настойчивости.

Важно формировать у ребенка серьезное отношение к школе, но не запугивать его предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя жалеть не будет». Для ребенка учеба – праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы».

 Как формировать у ребенка нравственно-волевые качества?

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Как убедить ребенка выполнять поручения?

Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускаемся серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе.

Уважаемые родители будущих первоклассников, первые шаги школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о физическом здоровье, воспитании нравственно-волевых и личностных качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него эти качества? И настраивайте ребенка на успех, на радость от преодоления трудностей и получения новых знаний, навыков. И пусть этот важный шаг – первый шаг в первый класс – станет новой ступенью на пути к благополучному и  успешному будущему Вашему и Вашего ребенка!

Советы родителям будущих первоклассников

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.



Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации:

  1. Старайтесь заниматься с ребенком так, чтобы он не скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант задания.
  3. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса вашего ребенка.
  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей.
  5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнения, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  6. Используйте игровую форму занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.
  7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи – все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у них уверенность в своих силах, высокую самооценку.

И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!



© MarinaZ-wa

Сделать бесплатный сайт с uCoz