ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Выделены особенно важные учебные качества, имеющие наибольший вес в структуре психологической готовности к школе Игра, развивающая моторику ребенкаКолечко Выбирается водящий. Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. В руках у водящего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Водящий идет вдоль шеренги и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Я иду, иду, илу, Всем колечко вам кладу, Ручки крепче зажимайте Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его. Правила игры. После слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком. |
Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше отдать ребенка в школу: в шесть, в семь, а может быть в восемь лет? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Эти и другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. И беспокоиться, действительно, есть о чем: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Данная статья, конечно же, не ответит на все волнующие родителей вопросы, но попытается полить свет на такое понятие как «готовность ребенка к обучению в школе». Немного теории. В понятие «готовность к обучению в школе» традиционно включают три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическая готовность к школе – уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья. Оценку физиологической готовности проводят медики по определенным критериям. Но этот критерий учитывается и при оценке психологической готовности. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому очень важно пройти качественное медицинское обследование ребенка у врачей-специалистов для дальнейшего успешного обучения. Несколько советов. Уделяйте внимание сбалансированному питанию ребенка, давайте детям больше фруктов, соков, соблюдайте режим питания. Желательно исключить из рациона ребенка чипсы, различные острые сухарики, чупа-чупсы и другие продукты, содержащие искусственные вкусовые добавки и красители. Не забывайте: максимально длительное пребывание на свежем воздухе полезно для здоровья. В режиме дня обязательно должны быть предусмотрены прогулки. И еще один важный момент. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе: умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, умение общаться со сверстниками, отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе в начале обучения являются: - мотивы учения; - образное мышление; - уровень обобщений (предпосылки логического мышления); - способность принимать учебную задачу; - вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); - графический навык; - произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); - обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи). Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)». Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить ребенка читать, считать, писать. Безусловно, такая подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Немаловажное значение имеет и воспитание нравственно-волевых качеств, самостоятельности. Именно это является основным при подготовке ребенка к школе, так как наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, настойчивости. Важно формировать у ребенка серьезное отношение к школе, но не запугивать его предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя жалеть не будет». Для ребенка учеба – праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы». Как формировать у ребенка нравственно-волевые качества? Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. Как убедить ребенка выполнять поручения? Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускаемся серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе. Уважаемые родители будущих первоклассников, первые шаги школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о физическом здоровье, воспитании нравственно-волевых и личностных качеств. Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформированы у него эти качества? И настраивайте ребенка на успех, на радость от преодоления трудностей и получения новых знаний, навыков. И пусть этот важный шаг – первый шаг в первый класс – станет новой ступенью на пути к благополучному и успешному будущему Вашему и Вашего ребенка! |
Советы родителям будущих первоклассников |
|
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. |
Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации:
|
И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.Итак, успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка! © MarinaZ-wa |