СЕМЬ ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, ОБЪЕКТИВНОЙ, ЗДОРОВОЙ САМООЦЕНКИ

1. Любите своего ребенка

Подавляющее большинство родителей любят своих детей. Во всяком случае, они говорят об этом, но очень часто совершают ошибки именно из самых лучших побуждений. Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием. Не следует жалеть времени на совместное времяпрепровождение: игры с ребенком, прогулки, занятия спортом, походы в театры, работа по дому и т.д. Любая совместная деятельность должна приносить радость вам и вашим детям. Только искреннее общение с ребенком даст ему возможность почувствовать, что вы видите в нем хорошего, интересного человека, с которым хочется подружиться.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

2. Развивайте чувство компетентности у ребенка

У вашего ребенка будет объективно высокая самооценка и уверенность в себе, если он будет успешным во многих сферах деятельности. Поэтому постоянно стремитесь к тому, чтобы ребенок многое умел делать собственными руками, решая задачи, опирался на собственные возможности и чтобы он мог гордиться своими достижениями. Ни один человек не может быть успешным во всем, не реально этого требовать и этого и от ребенка. Вы должны находиться в постоянном поиске тех сфер деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя с самой лучшей стороны и добиться хороших результатов. И если он, например, не побьет все рекорды в плавании, но научится очень хорошо рисовать или петь, его самоуважение и уверенность в своих силах будут расти. Как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху.



3. Больше поощряйте и меньше наказывайте

Очень важно, чтобы родители хвалили ребенка, но не менее важно, чтобы его хвалили и посторонние люди. Поэтому родители должны создать такие условия, в которых ребенок мог бы проявить все свои способности и умения, чтобы заслужить одобрение окружающих. Это в значительной степени повысит его самооценку.

Часто родители теряют терпение из-за непослушания и капризов детей, тогда они начинают применять суровые наказания, бросают упреки, открыто выражают недовольство и даже угрожают: «Мне не нужен такой сын», «Если ты еще раз так скажешь, я отрежу тебе язык», «Я отдам тебя в детский дом», далее следуют и прямые оскорбления. Такой подход в воспитании имеет отрицательные последствия для детей.

Если дети оценивают родителей как недоброжелательных и видят в них неприятие и злость, то день за днем их любовь и привязанность по отношению к родителям будут уменьшаться. Они не только станут непослушными, но в их сердцах взойдут ростки ненависти и злобы.

Также вредны и пустые угрозы в адрес ребенка. Когда мать угрожает, причем преувеличивая свои угрозы, не реализуя их, ребенок вскоре обнаруживает, что ее слова не идут дальше крика, их цель – напугать его. В подобных случаях все увещевания обращены к «глухому». Родители идут по такому пути, поскольку это просто. Гораздо труднее добиться того, чтобы малейший недостаток внимания со стороны матери или отца уже сам по себе был бы для ребенка величайшим наказанием, и добиться этого можно только с помощью доброты и правильного тона разговора.



4. Не требуйте от ребенка невозможного

Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.



5. Предоставляйте ребенку самостоятельность

Никогда не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам. Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные их возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны сами делать то, что дети забыли или не захотели выполнить. Практика показывает: если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Как убедить ребенка выполнять поручения?

Как правило, дети с удовольствием выполняют просьбу взрослого. Если нет, это можно объяснить тем, что у ребенка отсутствует интерес к предложенному виду деятельности. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускаемся серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Многое зависит от настроя на предстоящее дело и от того, как подготовлено рабочее место. Например, в детском саду перед занятием по рисованию дети сами кладут на стол карандаши, ластик, альбом. Не следует забывать, что преодоление трудностей приносит чувство удовлетворения, радости, вместе с которым приходит любовь к учебе.



6. Воспитывайте в своем ребенке уверенность, что он хороший человек

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы у них складывались хорошие отношения с другими людьми. Так оно и будет, если вы научите своего ребенка совершать добрые дела, получая он этого удовольствие. Не старайтесь отгородить ребенка от семейных проблем. По мере сил он должен участвовать в оказании помощи другим людям: ходить за продуктами для больной одинокой соседки, сажать деревья около дома, навещать заболевшего друга и т.п. В таких ситуациях дети смогут испытать радость и удовлетворение от помощи людям; они почувствуют себя «взрослыми», способными отложить собственные дела ради других, это  тоже поднимает самоуважение.



7. Меньше критикуйте ребенка

Из самых благих побуждений родители стараются подмечать все промахи и неудачи ребенка и, что особенно отрицательно сказывается на его самооценке, «навешивают ярлыки».

Вот ребенок нечаянно разлил чай на скатерть: «Неуклюжий! Вечно у тебя все падает из рук». Вы торопитесь, ребенок «медленно» одевается: «Копуша, вечно с тобой всюду опаздываем».

Подобные фразы – фразы-убийцы – постепенно убивают в ребенке самоуважение, снижают его самооценку, внушают ему, что он «неуклюжий», «копуша», «глупый» и т.д. Если вы не хотите, чтобы ребенок был таким, откажитесь от подобных реплик. Только похвала и поддержка за все, что делает ребенок хорошо ли сделал сегодня что-то лучше, чем вчера, и помощь в том, что у него пока не очень хорошо получается.



© MarinaZ-wa

Сделать бесплатный сайт с uCoz